Макян Самвел (grigor_yan) wrote,
Макян Самвел
grigor_yan

Category:

"Православные" мифы об ААЦ. Миф об изначальной зависимости ААЦ от Кесарийской кафедры

Данная статья (как и последующие статьи, которые только планируется написать по данной теме) является логическим продолжением моей статьи ААЦ согласно "православным" мифам и призвана показать существование псевдоисторических мифов об Армянской Апостольской Церкви в среде Греко-православных  Церквей, в частности среди значительной части иерархии и верующих Русской Православной Церкви. Способ демонстрации этих мифов, а проще говоря неправды об истории ААЦ, предлагается в виде комментариев на выдержки из статьи Марии Сеньчуковой mashenka_sench "Христианство в Армении", на сайте "Православие и мир"  - http://www.pravmir.ru/xristianstvo-v-armenii/ .

Сама эта статья, как указано автором, создана по материалам "Православной энциклопедии", а потому к Марии у меня нет претензий, как к распространительнице мифов, но есть они к создателям той "Православной энциклопедии", которая, как оказывается, содержит не достоверную информацию, как положено любой, даже светской энциклопедии, а содержит ложь. А это создает парадоксальную ситуацию, когда ложь ассоциируется с Православием, что по сути есть нонсенс. Единственно смягчающим обстоятельством является то, что создатели того ресурса не ведают что творят, ибо будучи невежественными в вопросах реальной истории ААЦ попросту перепечатывают передающиеся в веках древние византийские мифы.


1. ААЦ согласно "православным" мифам
2. Миф об изначальной зависимости ААЦ от Кесарийской кафедры
3. Пять мифов про Халкидон
4. Мифы о "православных армянах"
5. Миф о Каринском соборе и "возврате в Православие"
6. Миф о Ширакаванском соборе и очередном "возврате в Православие"
7. Миф о "преобладании Православия среди армян в XI веке"
8. Миф о "Монофизитстве"
9. "Последняя попытка"


Итак, вот и он - первый, по исторической хронологии, миф!
_________________________________

В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, получила автокефалию.

Таким образом - первый, по исторической хронологии, "исторический" миф тот, что Церковь, созданная непосредственно апостолами Иисуса Христа в Армении - на то время суверенном, независимом от Римской империи, государстве, была каким-то непостижимом образом в "канонической зависимости" от Кесарийской кафедры, а говоря по сути проблемы - в зависимости от Римской империи.

Однако совершенная несуразность такого утверждения очевидна только людям не путающим мифы с реальностью.  А вот по средневековой греко-православной вере, от Римской (Византийской) империи должны были быть зависимы все христиане Вселенной, почему и считалась Вселенская Церковь "имперской собственностью", а все, что исповедовалось не по-имперски, то объявлялось "ересью"...

И нужно сразу отметить, что тут Машей как-то через чур мягко сказано об этом "разделении", поскольку обычно говорится, что армяне откололись от кесарийской кафедры, а не "получили автокефалию". Я так думаю, что в те древние времена и слова то такого не знали в применении к Церкви - "автокефалия". В могущественной Византии эта самая "кефалия" могла выражаться только в лице "божественного кесаря", а всем митрополитам и патриархам можно было открывать рот только тогда, когда на это давал разрешение кесарь.

Реальная автокефалия в Греко-православии появилось скорее всего тогда, когда Византия накрылась медным тазом, и все ее митрополии и патриархаты стали разбегаться в разные стороны, всеми правдами и неправдами добиваясь независимости от Константинополя.

А этот конкретно миф об отделении ААЦ от Кесарии создан именно для того, чтобы у византийцев было обоснование для обвинений ААЦ в "расколе", ибо какой может быть раскол между Византийской и Армянской Церквями, если ААЦ изначально была независимой, т.е., как говорят греки - автокефальной Церковью.

При этом можно отметить, что существует и менее распространенный миф о зависимости ААЦ от Антиохийской кафедры, но потому он и менее распространен, что и аргументов имеет меньше. Вернее, "антиохийский" вариант вообще не имеет никакой аргументации, в то время как "кесарийский" не лишен пусть придуманного, но вполне убедительного для несведущих основания.

"Кесарийская зависимость" ААЦ объясняется греками тем, что Святой Григорий Просветитель, ставший первым предстоятелем ААЦ после принятия Арменией Христианства, как государственной религии в 301 году, получил рукоположение епископа в Кесарии Каппадокийской и что до 366 года там же рукопологались и другие предстоятели ААЦ, пока армяне не решили "отколоться", или, как пишет Маша - "получили автокефалию"...

На самом деле все это не правда. Отнюдь не все предстоятели ААЦ в указанный период (которые были все из рода Григория) рукопологались в Кесарии, но только те, которые будучи избранными собором в кандидаты на престол Святого Григория не имели еще епископской степени. Таковые направлялись к соседнему митрополиту для получения епископского рукоположения. Причины тому описаны ниже.

Так вот, уже второй после Святого Григория предстоятель ААЦ - Святой Аристакес, сын Святого Григория, кстати, делегат Первого Вселенского Собора, был рукоположен в епископы своим отцом в самой Армении, и не имел нужды еще раз от кого-то получать рукоположение. И уже вот этот факт, напрочь опровергает теорию "обязательного" рукоположения предстоятелей ААЦ в Кесарии..

Что касается самого Григория Просветителя, то он действительно получил степень епископа от митрополита Кесарийского, но только потому, что в результате жесточайших гонений армянского царя Трдата, в Армении не осталось своего епископата, а потому, иерархия ААЦ, берущая начало от апостолов, нуждалась в восстановлении.  Выбор же именно Кесарии был обусловлен тем, что это ближайшая к Армении митрополия, которая к тому же была родной для Григория Просветителя, который там вырос и принял христианскую веру.

К тому же, Каппадокия, будучи исторически Римской провинцией, этнически была армянской областью. При этом, в состав провинции Каппадокия входила и историческая область Малая Армения. Т.е., по сути, Кесария была духовным центром армян Римской империи, где большая часть духовенства были армянами, и в таком духовном единстве двух региональных Церквей выражалось, помимо всего прочего, и единство разделенного армянского народа.

Святой Григорий Просветитель, получив епископское рукоположение, стал не просто епархиальным епископом (что можно было бы предположить, если бы он действительно подчинялся кесарийскому митрополиту), а епископоначальником всего Армянского царства, т.е. сам стал митрополитом Армении (тогда еще не существовало патриархов). И уже в Армении, он лично рукоположил епархиальных епископов по всем армянским княжествам, дав ААЦ структуру соответствующую тогдашней политико-административной системе Армянского царства.

При этом, в ААЦ была введена особая иерархическая система, по которой обычные епархиальные епископы могли рукополагать священников, но не могли рукополагать епископов. Эта прерогатива принадлежала исключительно епископоначальнику всей Армении, чья духовная степень стала отличаться от епископской и была названа греческим словом "католикос", т.е. всеобщий епископоначальник.

Такая, не имевшая аналогов в византийских митрополиях самобытная система иерархии и духовных степеней, однозначно свидетельствующая о независимости ААЦ от Византии, была создана в ААЦ для ее большей стабильности, т.к. практически исключала возможность расколов внутри Церкви. Епископ вышедший из под власти католикоса был подобен пресвитеру вышедшему из под власти епископа.

И потому становится понятным, почему армянские епископы даже соборно не могли сами посвятить на кафедру нового предстоятеля Церкви, если кандидат (который в то время непременно был из рода Григория Просветителя) еще не был рукоположен в епископы прежним католикосом. В Кесарию кандидат посылался не для посвящения в предстоятели Армянской Церкви, а для обычного получения епископской хиротонии, которую в Армении в отсутствии католикоса не мог ему дать никто.

Кроме всего прочего, как бы, естественно, что глава поместной Церкви суверенного государства не мог быть в подчинении у одного из митрополитов соседнего, да к тому же все еще языческого государства. И дело тут отнюдь не в политико-административных причинах и даже не в том, что ААЦ как государственный институт Армянского государства не мог зависеть от "ветров" иных властителей, какой бы высокой идеей они бы не прикрывались...

Любой, хотя бы на элементарном уровне разбирающийся в христианской истории человек знает, что в Древней Церкви, т.е. изначально, не было зависимости епископов друг от друга, и что рукополагавший другого епископ никак не мог становиться ему начальником. Могло быть такое, что на овдовевшую кафедру города "А" рукополагал нового епископа епископ города "В", а завтра глядишь, наоборот...

Кроме всего прочего, такие рукоположения в Кесарии, начало которым положил пример Святого Григория, стали традицией и именно ради этого самого примера. Однако, такая традиция очень скоро стала восприниматься укреплявшейся византийской имперской церковностью как признак "зависимости" ААЦ от Византии, почему и было отдано армянским царем распоряжение прекратить такую практику.

Впрочем, последующее избрание кандидатов на престол католикоса Армении из числа уже имеющих степень епископа, совпало с угасанием рода Григория. Т.е. те, кто был из рода Григория, да еще и без епископства, просто кончились физически, и поэтому можно было выбирать других.

Однако, как мы видим, византийский миф все же сложился и через века передается из уст в уста и копируется из одного "исторического" пособия в другое, такое же, в кавычках, "историческое" пособие...

Напоследок, в виде "юмористического приложения", можно добавить, что византийский миф о канонической зависимости ААЦ от кесарийской кафедры, трактуется католиками как то, что ААЦ была зависима от Римского папы, коль была зависима от митрополии Римской империи, а ведь всем понятно, что в Римской империи все подчинялись папе, даже если слышали о нем разве что от изредка проезжавших купцов...  :))))))))))))))))
Tags: Мифы_об_ААЦ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments